30 мая 2025 года в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоялась Х Международная конференция «Вагановские чтения». На конференции, организованной кафедрой балетмейстерского образования, был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных историей балета и балетной методики, а также с современным постановочным процессом и танцевальными исследованиями.
Первая сессия (модератор кандидат искусствоведения, доцент кафедры балетмейстерского образования О.В. Грызунова), была посвящена историческим и педагогическим темам. Были освещены неизвестные факты из биографии В. Степанова, касающиеся создания его танцевальной нотации и книги-альбома «Хореографiя» (доклад В.В. Жировой), затронуты история балетной критики начала XX века (доклад В.П. Крыловой) и не переведенные на русский язык педагогические труды Тамары Карсавиной (доклад А.В. Русских). В рамках этой сессии исследователь С.И. Улановская рассказала о хореографическом ландшафте Беларуси 1920-1930-х годов: междисциплинарных опытах художников авангарда и популяризации белорусского фольклора через жанр балета. Н.С. Барсова на основе архивных материалов представила широкую исследовательскую панораму о работе советских хореографов в Египте, Судане, Алжире, Тунисе, Ираке и создании там советскими специалистами профессиональных ансамблей национального танца. И.А. Кружилина воссоздала художественную и идеологическую атмосферу обсуждения спектакля «Шурале» Л. Якобсона накануне московской премьеры в Большом театре, а Ф.В. Лопухов-младший показал жизнеспособность и острую злободневность идей Федора Васильевича Лопухова о природе, сути и сложности репетиторской профессии.
Вторая сессия (модератор старший научный сотрудник фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, доцент кафедры балетмейстерского образования С. В. Лалетин), исследовала современный постановочный контекст, аспекты пересечения балета с другими видами искусства и цифровыми технологиями. Открыл сессию доклад доцента кафедры методики и практики характерного танца, исторического танца и актерского мастерства В.А. Сиротина об опыте балетмейстерской работы над венгерскими танцами из балета «Раймонда» в постановке Т. Рохо (Английский национальный балет). Автор наглядно продемонстрировал возможности и варианты актуализации характерного танца в наши дни. Также среди обсуждаемых тем были сценическая адаптация «Шинели» Гоголя в постановке Ю. Смекалова (доклад М.А. Бариновой), взаимодействие аналогового и цифрового мышления в балете, современном танце и хореографическом образовании (доклад Н. А. Воробьева). Сяо Хэ развернуто представила духовно-философские основы китайского национального танца и проиллюстрировала их проявление в пластике, движениях, пантомиме на видеопримерах. На сессии также были представлены доклады о культурной реставрации и художественной интерпретации классических балетных постановок (доклад А.А. Пичуевой) и концепции кинестетически осознанного танца и импровизации Анны Халприн (доклад Ю.С. Савостьяновой). Завершил сессию доклад О.В. Грызуновой о влиянии медиатизации на постановки советских хореографов 1920-х годов. По итогам юбилейной конференции запланировано издание сборника.
Разнообразие рассмотренных тем демонстрирует непрерывную эволюцию и многогранность балетоведения и науки о танце. «Вагановские чтения», прежде проводимые профессором Академии, кандидатом педагогических наук Петром Афанасьевичем Силкиным (1945-2017) продолжают оставаться важной диалоговой площадкой профессионалов балетного и танцевального сообщества.
Текст: О.В. Грызунова.
22-23 мая 2025 года в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в рамках проекта «Здоровьесберегающие технологии в хореографии» программы стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ 2030» проходила Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровье в балете».
Она объединила более 50-и участников из разных регионов Российской федерации: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Петрозаводска, Пскова, Самары, Пензы и др. городов. Большинство участников - специалисты хореографических учебных заведений РФ, как высшего профессионального образования, так и системы дополнительного хореографического обучения, танцевальных школ и театров.
Пленарное заседание конференции 22 мая было посвящено научным докладам, касающимся проблем организации медицинской помощи в балетных учебных заведениях, особенностям адаптации к профессиональным нагрузкам, коррекции функциональных нарушений и питания учащихся, вопросам профилактики травматизма и развития физических данных юных танцовщиков и артистов балета.
В рамках конференции также проводился обучающий семинар для педагогов специальных дисциплин Академии «Развитие физических данных и профилактика профессионального травматизма с целью оптимизации учебного процесса», который был посвящен внедрению результатов современных прикладных медико-биологических исследований в область хореографического образования для оптимизации процессов обучения классическому танцу, профилактике балетных травм, а также индивидуальному подходу к развитию физических данных методами кинезиологии, комплексной методике оценки физического и постурального статуса учащихся Академии, с использованием, в том числе, одной из современных методик развития мелкой моторики, общей и частной координации и баланса.Обучающий семинар был рассчитан на 16-ть академических часов лекций и практических занятий, выстроенных в виде 6-ти модулей.
Синергия научных знаний и практического опыта, казалось бы, совершенно разных областей человеческой деятельности – искусства, медицины и спорта, имеет не только инновационный, с точки рения науки, но и практический смысл, так как приближает к пониманию этиологии и механизма балетных травм, проектированию методов их профилактики и лечения. С другой стороны, для педагогов-хореографов медико-биологические знания, в частности, биомеханика движений, вопросы адаптации к физическим нагрузкам, проблемы отбора и развития физических данных будущих артистов балета, вопросы диетологии и т.д., могут послужить отправной точкой для совершенствования индивидуальной работы с учениками, планировании учебно-репетиционной программы, построения уроков.
Гости и участники Конференции заслушали и обсудили доклады профессоров, докторов и кандидатов медицинских наук, опытных врачей и научных сотрудников Клиники НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена, Центральной государственной ведущих медицинских центров СПб и МСК: ФГБУ НМИЦ ТО имени Р.Р. Вредена»; ФГБОУ ВО СПбГМУ имени акад. И.П. Павлова; СПб ГБУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер», ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России; НН ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)»; Академии Русского балета им А.Я. Вагановой и др., посвященные вопросам организации медицинского сопровождения детей и подростков, занимающихся балетом; лечения и профилактики актуальных для танцовщиков вариантов повреждений стопы, коленного и голеностопного суставов; коррекции двигательных нарушений, приводящих к развитию патологических процессов, встречающихся в практике хореографии; восстановления функций нижней конечности при повреждениях от перегрузки у танцовщиков; нарушения питания девушек-танцовщиц и связанных с ним патологий.
Аспиранты Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой представили доклады, посвященные вопросам питания, развития физических данных и медико-биологического сопровождения учащихся хореографических учебных заведений в системах профессионального и дополнительного обучения, обсудили возможности использования тренажеров и релаксационно-развивающих гимнастик в хореографии.
Прошедшая конференция позволила актуализировать и детально обсудить ряд важнейших для танцовщиков и педагогов-хореографов проблем, связанных со здоровьем, физической формой и совершенствованием физических данных. Совместная работа специалистов разных областей – искусства танца, медицины и спорта позволяет глубоко, с разных точек зрения, разных позиций рассмотреть эти проблемы, выявить причины, механизмы и пути решения. Такой подход представляется организаторам и участникам конференции весьма продуктивным и заслуживающим дальнейшего развития.
Планируется публикация материалов конференции.
21 мая в Эрмитажном театре прошел концерт обучающихся Исполнительского факультета Академии. Он стал первой сценической репетицией отрывков из выпускного спектакля, который зрители увидят в Мариинском театре в июне.
В первом отделении был показан «Белый акт» из балета «Лебединое озеро» (хореография Л.И. Иванова, 1894; редакция К.М. Сергеева, 1950). Ярким контрастом к нему стала хореографическая сюита из балета «Гаянэ» в хореографии Н.А. Анисимовой и редакции Н.М. Цискаридзе, представленная во втором отделении концерта.
Фото: Андрей Лушпа.
Сегодня отмечает юбилей Юлия Владимировна Зайцева, старший преподаватель Кафедры методики и практики характерного, исторического танца и актерского мастерства.
Выпускница ЛАХУ им. А.Я. Вагановой 1984 года (педагоги – Н.П. Базарова, И. Б. Зубковская, И.А. Трофимова, Г.П. Конищев, В.С. Десницкий и др.) Юлия Зайцева до 2006 года служила Малом Академическом театре им. М.П. Мусоргского (ныне Михайловский театр). В начале артистической карьеры исполняла классические партии, такие как Мирта в балете «Жизель», большие лебеди в «Лебедином озере», но в большей степени ее сценическое мастерство проявилось в характерных партиях и танцах: Кормилица («Ромео и Джульетта»), Мэдж «Сильфида», Фея Карабос «Спящая красавица», различные характерные танцы – форбан («Корсар»), трепак («Щелкунчик»), испанский («Лебединое озеро»), цыганский, фанданго («Дон Кихот») и др.
В 2005 году получила высшее образование на Педагогическом факультете Академии и уже более 20 лет преподает исторический танец на Исполнительском факультете, а также читает курс «Методика преподавания исторического танца» бакалаврам Педагогического факультета.
Мы поздравляем Вас, Юлия Владимировна, с юбилеем, желаем здоровья, творческих сил и неутомимой энергии!
Академия Русского балета имен А.Я. Вагановой утратила сегодня одного из самых выдающихся своих воспитанников. Ушел из жизни Юрий Николаевич Григорович.
Детство ученика Юры Григоровича пришлось на военные годы, тяготы которых он разделил со сверстниками и педагогами в эвакуации Ленинградского хореографического училища в Молотове (Перми). Впрочем, о тяготах он тогда не думал, а думал о победе. До сих пор вспоминают историю о том, как он нашел лодку и отправился по Каме на фронт громить фашистов.
После окончания учебы в 1946 году Григорович стал артистом балета Кировского театра, где до 1961 года с успехом исполнял партии Шурале, Божка («Баядерка»), Половчанина («Половецкие пляски»), Нурали («Бахчисарайский фонтан». Его балетмейстерским дебютом на сцене ГАТОБ им. С.М. Кирова стал в 1957 году «Каменный цветок» С. Прокофьева. Этот балет стал важной вехой, вестником новой эпохи, положившей конец господству драмбалета и открывшей путь на сцену новой хореографии. Кроме того, в балете поднимались серьезные философские темы о борьбе добра и зла, о сложном взаимоотношении человека и природы, о месте художника, его долге перед людьми, любимой женщиной, перед своим талантом.
Свой следующий балет «Легенда о любви» Григорович поставил в 1961 году на музыку А. Меликова по сценарию турецкого писателя Назыма Хикмета. История о красавице-царице Мехменэ Бану, заплатившей своей красотой за исцеление любимой сестры Ширин, о любви сестер к художнику Ферхаду и его отказе от личного счастья во имя долга перед народом – все это приобретает у Григоровича масштаб философской трагедии-притчи. «"Легенда о любви" – синтез открытий балета ХХ века, как "Спящая красавица" – синтез открытий XIX столетия», – считала В. М. Красовская.
Успехи Григоровича на сцене ГАТОБ им. С. М. Кирова были оценены: хореограф занял пост главного балетмейстера Большого театра (1964–1995). Там он поставил свою редакцию балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (1966), где сказочный сюжет – лишь повод для серьезных размышлений о душевном мире девочки-подростка. Огромный успех принес Григоровичу балет «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968) – героическая трагедия о борьбе за свободу. «Спартак» стал демонстрацией достижений мужского танца.
Кроме оригинальных постановок, Григорович сделал свои редакции классических балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Баядерка», «Корсар».
Значение творчества Григоровича для балета второй половины ХХ века неоспоримо: он был в числе лидеров реформы 1960-х гг., вернувшей танцу его права быть главным выразительным средством в спектакле.
Григорович умел находить «своих» танцовщиков и зажигать из них звезд. Именно его хореография стала отправной точкой славы Аллы Осипенко, Ирины Колпаковой, Юрия Соловьева, Анатолия Гридина, Наталии Бессмертновой, Владимира Васильева, Михаила Лавровского, Николая Цискаридзе.
Юрий Николаевич Григорович был одним из тех, кто определил высочайший уровень балета советской эпохи. Лучшим памятником этому выдающемуся творцу будет бережное сохранение его балетов в репертуаре театров.
Текст - Лариса Абызова.
Фото - Нина Аловерт, Леонид Жданов.
21-22 июня выпускники и обучающиеся Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой выступят на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки. Будут показаны «Белый акт» из балета «Лебединое озеро» и сюита из балета «Пахита», которые входят в программу выпускных спектаклей 2025 года.
Гастроли Академии в Челябинске станут частью в программы XVI Международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой» и пройдут в рамках проекта Академического стратегического лидерства «Приоритет 2030».
13 мая в Эрмитажном театре прошёл традиционный отчётный концерт иностранных стажёров, обучающихся в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
Сейчас в Академии по программе стажировки для иностранных студентов обучаются юноши и девушки из Италии, КНР, Республики Кореи, Португалии, Румынии, США, Франции, ЮАР и Японии. На сцене Эрмитажного театра они показали программу из 23 номеров.
Фото: Андрей Лушпа.
7, 10 и 12 июня 2025 года на сцене Мариинского театра пройдут выпускные спектакли Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. 18 и 19 июня они будут также показаны на сцене Государственного Кремлёвского дворца в Москве.
Программа выпускных спектаклей включает 3 отделения, каждое из которых посвящено важному событию в истории балетной школы.
В I отделении будет исполнен «Белый акт» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (хореография Л.И. Иванова, 1894; редакция К.М. Сергеева, 1950). В последний раз «Белый акт» студентами Академии исполнялся в 1994 году.
Самим композитором вторая картина балета названа лучшей в партитуре. Жизнь в неё вдохнул «скромный гений» русского балета, хореограф Лев Иванов – и, как оказалось, на века. У «лебединой картины» нет соперников, как их не может быть у абсолюта духовной красоты, выраженного в танцах лебедей и их королевы Одетты. Исполнение «Белого акта», вошедшего в репертуар Академии Русского балета в 2025 году, посвящается 100-летию выпуска 1925 года, когда училище окончили Марина Тимофеевна Семёнова (ученица А. Я.Вагановой), Александр Иванович Пушкин (педагог В.И. Пономарёв) и др.
Во II отделении будет показана Сюита из балета «Гаянэ» А.И. Хачатуряна (хореография Н.А. Анисимовой, 1942; редакция Н.М. Цискаридзе, 2025), приуроченная к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Оптимистичный и яркий спектакль, созданный в разгар войны, во время блокады Ленинграда, показанный в Молотове (г. Пермь), где труппа ГАТОБа им. С.М. Кирова находилась в эвакуации, стал актом настоящего мужества и высокого искусства.
В III отделении Академия представит обновленную сюиту из балета «Пахита» Э. Дельдевеза, Л. Минкуса, Р. Дриго (хореография М.И. Петипа, 1881; редакция Н.М. Цискаридзе, 2025), она посвящается 30-летию педагогической деятельности Н.М. Цискаридзе. В этом году состоится первый в творчестве Мастера выпуск женского класса.
Широкий спектр стилизованных в польско-испанском духе танцев – от историко-бытовых до виртуозных классических, наилучшим образом раскрывает универсальный гений Мариуса Петипа в искусстве балета.
Блестящая детская мазурка с первых своих тактов создает праздничную атмосферу сюиты. Изысканной хореографической драгоценностью переливается Па де труа. Венчает сюиту знаменитое Гран па во главе с Балериной – большая танцевальная форма с солистами и кордебалетом. Она прямо предназначена для демонстрации индивидуальностей юных артистов – в представительном антре, филигранном адажио, в целом букете классических вариаций и эффектной коде.
Академия представит Сюиту из балета «Пахита» в редакции Н.М. Цискаридзе, год от года оттачивающего форму подачи шедевра Петипа в исполнении воспитанников.
Яркие хореографические решения дополняют живописные декорации Мариинского театра.
В программе принимает участие симфонический оркестр. Дирижёр – Валерий Овсяников (Мариинский театр).
Показ выпускных концертов в Государственном Кремлёвском дворце осуществляется в рамках программы Академического стратегического лидерства «Приоритет 2030».
В канун празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне студенты выпускного курса 2025 года решили оставить своеобразную «капсулу времени» выпускникам 2045 года, когда будет отмечаться 100-летие Великой Победы. Они написали письма с напутствием на тему мира и российского искусства, а также пообещали через 20 лет собраться в Академии и вместе с теми, кто только готовится выйти на профессиональную сцену, открыть эти послания.
Коробка с письмами в будущее, запечатанная сургучной печатью, была торжественно передана на хранение в наш «музей».