Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

В текстах сохранены индивидуальные особенности орфографии и пунктуации источников.

19.06.2025
Выпускники Академии Русского балета имени Вагановой выступили в Кремлёвском дворце

Гала-концерт выпускников Академии Русского балета имени Вагановой прошёл в Кремлёвском дворце. Юные танцовщики представили программу в 3 отделениях, каждое из которых посвящено важному событию в истории балетной школы. Елена Ворошилова подробнее.

Николай Цискаридзе, за свои 12 лет ректорства, в десятый раз, привозит своих учеников с трехактным гала в Кремлевский дворец. Три премьеры. Белый акт из балета Лебединое озеро, который в Академии не танцевали 30 лет. Шедевр Льва Иванова, на все времена. Вне конкуренции. В этот вечер белые лебеди танцуют в честь легендарной Одетты – Марины Семеновой – которая окончила балетную школу Вагановой 100 лет назад. Это был первый выпуск.

"Лебединое озеро, которое мы знаем во всем мире, это Семенова, и многое что для этого придумала Ваганова, для своей любимой ученицы", – отмечает ректор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе.

Для Николая Цискаридзе – ректора Академии Вагановой, этот выпуск особенный. Вместо привычного мужского класса – выпускает женский. В этой гримерке ученицы Николая Максимовича. Которые три года учились не только технике танца.

"Он научил нас быть честными с самим собой, работать ни для кого-то, а для себя", – признается выпускница Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Ирина Енаева.

"Мне нравится его фраза, что кнут в нашем деле, это главный пряник", – делится выпускница Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Алиса Кутузова.

Известный своим перфекционизмом Цискаридзе провел своих учениц через настоящую школу выживания. Закаляя характер, тренируя волю, воспитывая вкус.

"Все все наши головные уборы Николай Максимович всегда проверяет, смотрит, как мы накрашены, как сделали прическу", – рассказывает выпускница Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Ариадна Виноградова.

Появление ректора на сцене всегда приводит учеников Вагановки в тонус. Под его взглядом тянутся до предела носок, шея, лопатки. Каждый знает, этот взгляд, сканирующий все – от прически и грима до эмоционального настроя.

"Последнюю поддержку могу получить перед спектаклем и это дает настрой определенный и помогает собраться", – делится мнением выпускница Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Екатерина Морозова.

На такой эксперимент, за последние 100 лет не отважился ни один педагог мужчина. Но Цискаридзе привык бросать вызов не столько миру, сколько самому себе.

"Это мой методический был пример всему балетному сообществу, что время изменилось, время ушло как позавчера нельзя", – подчеркивает ректор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе.

В балете Гаяне, поставленном в 1942 Цискаридзе многое додумал, доделал сам. Восстановил половину постановки. Народно-сценические танцы – грузинские, армянские, русские, танец с саблями Анастасия Васильева репетировала полгода. 70 человек на сцене синхронно не только двигаются – дышат.

"Присутствует волнение. Сцена Кремлевского дворца больше сцены Мариинского театра. Должны адаптироваться, и конечно больше зал, больше сцена – требует больше отдачи, темперамента, чтобы дошло до зрителей последнего ряда", – объясняет зав. кафедрой методики и практики характерного, исторического танца и актёрского мастерства Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Анастасия Васильева.

Эти два вечера в Кремлевском дворце – значимый этап для всех учеников Вагановки. Каждый показывает результат работы, а выпускники прощаются со своей альма-матер.

"Какой-то итог и конец моей жизни в школе и начало чего-то нового, взрослого", – уверена выпускница Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Полина Парфенова.

"Я танцую в своих детях", – говорит Николай Цискаридзе, выпуская во взрослую жизнь своих учеников.

Источник: "Новости культуры", телекомпания "Россия - культура", 19 июня 2025 г.

19.06.2025
Зрители "заставили" Цискаридзе трижды выйти на поклон, а артистов - четырежды: видео

По завершении первого дня выпускных спектаклей Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в ГКД зрители длительными овациями, продолжительностью не менее 15 минут, и скандированием "Браво!" "заставили" Николая Цискаридзе трижды выйти на поклон, в том числе из-за уже закрытого занавеса, аристы-выпускники пережили настоящий триумф. Причем овации звучат и сейчас в холле Большого Кремлевского дворца, хотя концерт давно окончен.

Автор: Иван Волосюк.
Источник: "Московский комсомолец", 19 июня 2025 г.

15.06.2025
"Мой путь к мечте": вышла в свет книга воспоминаний об учебе в Ленинградском хореографическом училище

"Мой путь к мечте" (6+). Книга воспоминаний об учебе в Ленинградском хореографическом училище была презентована в Академии русского балета. Автор - выпускница 1961 года и однокурсница бурятской балерины Ольги Коротковой, англичанка Анна Вустер. 4 года назад, когда мы готовили фильм о заслуженной артистке России Ольге Коротковой, познакомились с руководством Академии русского балета и все эти годы были на связи. А совсем недавно в академии презентовали книгу, о которой вагановцы попросили рассказать вам, жителям Бурятии.

Академия русского балета. Легендарное учебное заведение. Здесь учились Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Звёзды русских сезонов в Париже - Вацлав Нежинский и Анна Павлова, азы балетного искусства постигали тоже здесь, на улице Зодчего России.

Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, Народный артист России:

- Если мы по настоящему начнем рисовать балетное древо мира, оно все будет приводить вот сюда, на эту улицу. И любой человек, даже, если он никогда не учился у русских, обязательно те люди, которые учили его, они учились у русских, которые были отсюда.

Учиться здесь мечтала и англичанка Анна Вустер. Такая возможность у граждан капиталистических стран появилась только в годы "хрущевской оттепели". Так девушка из "туманного Альбиона" стала студенткой самой престижной балетной школы в мире и однокурсницей бурятской балерины Ольги Коротковой.

Анна Вустер Пасти, выпускница Академии русского балета им. А.Я. Вагановой (1961г.), автор книги "Мой путь к мечте":

- Я знаю Ольгу, Олечку. Она была моя одноклассница. Одно воспоминание: мы решили, что должны улучшить нашу растяжку. И после занятий мы сделали 100 гранд-батманов в каждой позиции. Нам было очень больно.

Путь на сцену лежит через пот и боль. Об этом знают все артисты балета. В противном случае - этот путь не для тебя. 100 гранд-батманов в каждой позиции после многочасовых обязательных занятий - лишь один из шажков навстречу мечте.

Галина Петрова, начальник отдела по связям с общественностью Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, кандидат педагогических наук:

- Мы с вами находимся в историческом зале, где Петипа поставил все свои балеты, репетировали здесь все великие артисты Мариинского театра. Здесь же учились и проходил экзамен нашей Анны Вустер и Ольги Коротковой.

Спустя годы Анна Вустер опубликовала воспоминания о жизни в Советском Союзе, об учёбе в Ленинградском хореографическом, о своих новых подругах. Вот юная Оля Короткова еще с пионерским галстуком, здесь уже взрослее, с однокурсницами и педагогом, а это партнёр Коротковой Николай Остальцов, с ним она танцевала па-де-де из балета "Корсар" на 2-й декаде бурятского искусства в Москве. Об этом тоже написано в книге.

Анастасия Васильева, заведующая кафедрой методики и практики характерного, исторического танца, актёрского мастерства Академии русского балета им. А.Я. Вагановой:

- Нет, мы ничего не убирали, мы только не переводили часть, где она рассказывала для западных читателей о геополитической обстановке в Советском Союзе, когда она приехала. Мы оставили только балетную часть книги, то, что касалось балета, школы и конечно бытовые моменты.

Летопись советской жизни конца 50-х без лакировки и негатива. Анна Вустер стала первой англичанкой, приехавшей в нашу страну учиться русскому классическому балету. И несмотря на все трудности обучения, сложности быта, разницу менталитетов, она исполнила свою мечту и обрела настоящих друзей.

Источник: "Вести. Бурятия", 14 июня 2025 г.

7.06.2025
Выпускники Академии Русского балета вышли на сцену Мариинского театра

 Череда выпускных концертов началась у воспитанников Академии русского балета имени Вагановой. На сцене Мариинского театра "Белый акт" из "Лебединого озера" и сюиты из балетов "Гаянэ" и "Пахита". Что осталось за кулисами, и почему этот выпуск уникальный, рассказывает сюжет программы "Вести. Санкт-Петербург".

Источник: "Вести. Санкт-Петербург", 7 июня 2025.

7.06.2025
Академия русского балета представит выпускной спектакль на сцене "Мариинки"

Как сообщили в академии, программа спектаклей включает три отделения, каждое из которых посвящено важному событию в истории балетной школы

Академия русского балета имени Агриппины Вагановой (АРБ) представит на сцене Мариинского театра спектакль с воспитанниками 283-го выпуска. В течение первого месяца лета программа будет трижды представлена в Петербурге и дважды - 18 и 19 июня - в Государственном Кремлевском дворце в Москве, сообщается на сайте АРБ.

"Программа спектаклей включает три отделения, каждое из которых посвящено важному событию в истории балетной школы. Так, в первом отделении зрители увидят "Белый акт" из балета "Лебединое озеро" Петра Чайковского (хореография Льва Иванова, 1894; редакция Константина Сергеева, 1950). Это исполнение посвящается 100-летию выпуска 1925 года, когда училище окончила Марина Семенова, любимая ученица Агриппины Вагановой", - говорится в сообщении.

Во втором отделении будет показана сюита из балета "Гаянэ" Арама Хачатуряна (хореография Нины Анисимовой, 1942; редакция Николая Цискаридзе, 2025), приуроченная к празднованию 80-летия Великой Победы. Юные артисты продемонстрируют исполнение танцев народов Кавказа. Выпускной спектакль завершится исполнением обновленной сюиты из балета "Пахита" (хореография Мариуса Петипа, 1881). Эта часть посвящается 30-летию педагогической деятельности Николая Цискаридзе. Он представит свой первый выпуск женского класса.

В 2025 году АРБ оканчивают 40 воспитанников, а также иностранные стажеры из Израиля, Италии, Румынии, США и Японии. Последние планируют остаться в России. Выпускники академии получили приглашения от Большого, Мариинского, Михайловского театров и других балетных трупп Москвы и Санкт-Петербурга. Воспитанников АРБ также ждут в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Новосибирске и на Приморской сцене Мариинского театра.

Академия имени Вагановой, основанная 1738 году, - одна из старейших балетных школ мира, с именем которой во многом связаны расцвет и всемирное признание русской балетной школы. Среди ее выпускников разных лет - Анна Павлова, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Юрий Григорович, Никита Долгушин, Юрий Соловьев, Михаил Барышников, Фарух Рузиматов, Диана Вишнева.

Источник: ТАСС, 7 июня 2025 г.

5.06.2025
Партии «лебедей» и элементы грузинского и армянского танцев. Как вагановцы готовились к выпускному?

В Мариинском театре прошла генрепетиция выпускного спектакля Академии Русского балета имени Вагановой. В программе – фрагменты из «Лебединого озера», «Пахиты» и «Гаянэ». На сцене среди выпускников – курс ректора академии Николая Цискаридзе. В зале – преподаватели, родители и корреспондент «МИР 24» Ксения Богомолова.

Андрей Чужанов поступил в Академию Русского балета имени Вагановой после начальной школы. В выпускном спектакле исполняет роль злодея Ротбарта из «Лебединого озера». Разучивать партию начал еще в январе.

«Это происходит все вечером, потому что утром у нас уроки обычные бывают и специальные. А репетиции у нас недели две уже идут с двух до семи», – поделился выпускник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Андрей Чужанов.

Фрагмент балета «Лебединое озеро» посвятили 100-летию со дня первого выпуска Агрипинны Вагановой. Партии «лебедей» исполнил женский балетный класс Николая Цискаридзе.

«Это мой был риск. В этом году я выпускал девочек. Все, кто танцевал в «Лебедином озере» главные партии, практически все мои. Мой класс, который я учил последние три года. И это был своеобразный мой манифест», – отметил ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе.

Лейтмотив второго акта – 80-летие Великой Победы. Начинается он с сюиты из балета «Гаянэ». Впервые она прозвучала в 1942 году в городе Молотове. Сюда во время Великой Отечественной эвакуировали труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Хореография включает в себя элементы грузинского и армянского танцев. Их в программе обучения выпускников не было. Для постановки некоторых элементов обращались к архивным видеозаписям.

Анастасия Васильева, заведующая кафедрой методики и практики характерного, исторического танца и актерского мастерства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой: 
«Мы собирали архивные материалы, привлекали артистов, которые участвовали в спектакле много-много лет назад. Например, Ирина Георгиевна Генслер, ученица Вагановой, была занята в спектакле в 1950-1960-е годы. И помогла архивная запись Большого театра, на которой можно увидеть все эти танцы».

Финальную часть спектакля посвятили 30-летию педагогической деятельности Николая Цискаридзе. На сцене прозвучит сюита из «Пахиты», балета, в котором артист исполнял роль Люсьена д'Эрвильи в 2010 году.

Первыми выпускной спектакль увидели родственники и педагоги академии. Официальная премьера состоится 7 июня на основной сцене Мариинского театра.

Автор: Ксения Богомолова.
Источник: телеканал "МИР 24".

5.06.2025
В Мариинском театре прошла генеральная репетиция выпускного спектакля Академии Русского балета имени Вагановой

Новое созвездие молодых, ярких и блистательных. На сцене Мариинского театра прошла генеральная репетиция выпускного спектакля Академии Русского балета имени Вагановой. В этом году хореографическая программа состоит из трёх отделений.

Выпускники прославленной Академии русского балета имени Вагановой на сцене не менее знаменитого Мариинского театра. Вот-вот поднимется занавес, за кулисами танцовщики не прекращают разминаться. Волнительно и ответственно. Тем более, когда танцуешь балет мечты — «Лебединое озеро».

«Это, наверное, одна из первых моих полусольных партий. И для меня это такая премьера личная. Для меня это важное событие сегодня», — сказала Арина Цепляева, студентка II курса Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

«Белый акт» из «Лебединого озера» Петра Чайковского вот уже больше ста лет останется почти неизменным. Всё благодаря хореографу Льву Иванову — он отказался от бутафорских крыльев и ввел «танец рук». И, как оказалось, на века.

«У него было потрясающее чувство гармонии и красоты. И руки здесь главенствуют. Красивые лебединые руки — над этим много очень работали во время репетиций, каждый пальчик выверяли, куда голова, куда взгляд. Это всё очень важно», — сказала Виктория Омельницкая, преподаватель Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Программа выпускного спектакля сложная. Во втором акте — колоритная сюита из «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Балет впервые в разгар Великой Отечественной войны показал эвакуированный в Пермь Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, ныне Мариинский. Как и 80 лет назад, на сцене знаменитый «Танец с саблями».

И неизвестная до этого дня хореография русского и грузинского танца.

В последний раз эти танцы ставили почти 40 лет назад. Забытую хореографию восстановили специально для вагановцев.

«Мы восстанавливали лезгинку — грузинский танец и русский танец. Русский танец танцевала мой педагог Ирина Георгиевна Генслер — одна из последних выпускниц Вагановой. Она мне передавала эту хореографию. И мы также пользовались видео, которое было сделано в большом театре в 60-х годах», — сказала Анастасия Васильева, заведующая кафедры методики и практики характерного исторического танца и актёрского мастерства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

С каждым номером и антрактом за кулисами накал напряжения, кажется становится только сильнее. Заключительная сюита из балета «Пахита» посвящена 30-летнему юбилею педагогической деятельности Николая Цискаридзе.

Впервые за последние сто лет женский класс в Академии Вагановой выпускает премьер. Все они — «балетные дочки» выдающего педагога и танцовщика Николая Цискаридзе. От того и внимание к ним, кажется, ещё пристальнее.

Ректор Академии следит не только за каждым движением. Как настоящий папа, он заботливо головной убор поправит, и проверит безупречный вид нарядов. А где надо и отругает. Но эта критика всегда заслуженная.

«Справедливо строгий. Там, где нужно собраться, он может накричать. Но это только для нас самих же хорошо, потому что мышцы сразу же приходят в тонус, и сразу же всё лучше делаешь. Не от того, что он нас не любит, ни в коем случае», — сказала Дарья Кузнецова, выпускница Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Руководство женским классом это своего рода манифест. Не только для ректора Академии Вагановой, но и всего балетного сообщества.

«Появились те поддержки, которые не делали 100 лет назад, в третьих, люди за эти 100 лет стали поднимать ноги в 10 раз выше, чем это считалось приличным 100 лет назад. И всё это изменяет то, как надо учить. Потому, когда я взялся за это, я учитывал все эти но. И потому я назвал это манифестом», — сказал Николай Цискаридзе, ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Большая сцена для этих ребят — мечта жизни. И теперь она сбылась. Совсем скоро молодые лебеди выпорхнут из Академии русского балета имени Вагановой. Многим прочат высокий полет. Из 44 выпускников больше половины уже получили приглашения в ведущие театры страны.

Автор: Светлана Бахчиванжи
Источник: телеканал "Санкт-Петербург", 4 и.ня 2025 г.

5.06.2025
11 учениц Цискаридзе готовятся к одному из сложнейших выпускных Вагановки

В Академии русского балета имени Вагановой сегодня 283-й выпуск. В этот раз ректор Николай Цискаридзе и педагогический состав собрали самый блестящий дивертисмент за последние годы. В программе — «Белый акт», сюита из балета «Гаянэ» и фрагменты из «Пахиты».

За пять минут до начала спектакля Николай Цискаридзе не перестает давать наставления своим выпускникам. Ректор академии русского балета успевает не только поправить важные па исполнительнице партии Одетты Екатерине Морозовой, но и перья лебедям. Для любого педагога выпускной — важное событие. Для Николая Максимовича курс стал своего рода манифестом.

Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени Вагановой, народный артист России: «Допустим, всё, что мы сегодня видим в „Лебедином озере", да, это придумано на Марину Семёнову ровно 100 лет назад. Это для первой, главной, самой любимой ученицы Агриппины Вагановой. Но человек вырос, Марина Тимофеевна была бы ниже всех маленьких лебедей, которые были сегодня на сцене. Во-вторых, появились те поддержки, которые не делали 100 лет назад».

Цискаридзе активно выступал за другую методику обучения и поэтому взял курс студенток. И это было сделано впервые за 106 лет — мужчина-педагог ведет класс балерин.

«Белый акт» Лебединого озера посвятили 100-летию первого выпуска Агриппины Вагановой. Тогда училась любимая балерина балетмейстера Марина Семёнова, впоследствии педагог Цискаридзе. Именно для нее была изменена хореография шедевра.

Выпускной академии русского балета — это всегда блестящий дивертисмент. Но в этом году он оказался необычайно сложным и волнительным. В зале были все преподаватели и родители. Больше всех волновался и переживал сам руководитель курса. Среди его 11 выпускниц уже есть приглашенные в Большой и Мариинку.

Источник: НТВ, 04.06.2025

2.06.2025
Николай Цискаридзе и его ученицы

В 2025 году Николай Цискаридзе впервые выпускает женский класс. Программа "Однажды..." знакомит с "балетными дочками" ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Источник: телеканал "НТВ", 1 июня 2025 г.

13.03.2025
В Академии имени Вагановой открылась конференция, посвященная великому хореографу Мариусу Петипа

"Посвящение Мариусу Петипа" - в Академии имени Вагановой изучают наследие великого хореографа. Ежегодные международные научные конференции проводятся по традиции в день рождения педагога и балетмейстера. Именно в его честь балет второй половины 19 века стали называть "эпохой Петипа." "Лебединое озеро", "Раймонда", "Дон Кихот", "Спящая красавица" - за полвека на сцене императорских театров мастер поставил 60 спектаклей. Такие научные конференции, говорят организаторы, нужны чтобы оградить историю балета от наносной и фейковой информации. Во время конференции читают доклады по истории и практике балетного искусства, обсуждают новые хореографические течения. Особый интерес участников вызвали отрывки из воспоминаний англичанки Анны Вустер, которая приехала учиться в академию в 1957 году.

Источник: ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург", 13 марта 2025.

Страница 1 из 26